Автомобильные краны "ИВАНОВЕЦ" грузоподъемностью 16 т являются одними из наиболее востребованных у российских потребителей. Их рыночная доля уступает лишь 25-тонникам. Каждый седьмой сходящий с конвейера "ИМЗ АВТОКРАН" – 16-тонный. История ивановских автокранов класса грузоподъемности 16 т насчитывает 40 лет.
Первенцем стал КС-4572 на шасси КАМАЗ-53213, его опытный образец построили на Ивановском заводе автомобильных кранов в 1981 году. Эта модель представляла второе поколение отечественных гидравлических автокранов грузоподъемностью 16 т с телескопической стрелой. По сравнению с 16-тонником первого поколения КС-4571 на шасси КрАЗ-257К, разработанным отраслевым СКБ в середине 70-х годов, новый кран стал менее металлоемким (масса уменьшена на 3 т) и более компактным (габаритная ширина 2,5 м вместо 2,67 м), а благодаря увеличенном опорному контуру возросли грузовысотные характеристики на средних и дальних вылетах. На кране был применен один гидроцилиндр подъема стрелы взамен двух и телескопические опоры вместо откидных. Стрела – 3-секционная, длиной 9,7-21,7 м. Серийное производство КС-4572 было организовано на галичском заводе, входившем в состав ПО "АВТОКРАН".
Следующей стала 16-тонная модель КС-3577А на шасси МАЗ-5337. Кран имел 3-секционную телескопическую стрелу длиной 9-21 м, мог оснащаться 8-метровым гуськом, клювом, а также люлькой для подъема людей. Согласно плану Минстройдормаша выпуск крана КС-3577А должен был начаться на ивановском заводе в 1987 году. Однако впоследствии планы министерства были скорректированы и эта машина так и осталась опытной.
На рубеже 80-90-х годов ивановский завод наращивал производство кранов семейства КС-3577 с 2-секционой телескопической стрелой длиной 8-14 м. Первоначально их грузоподъемность составляла 12,5 т, а в дальнейшем была повышена до 14 т. К середине 90-х завод "АВТОКРАН" подготовил замену 14-тонникам. В 1995 году началось производство нового семейства кранов, оснащенных 3-секционной стрелой длиной 8-18 м, – КС-35715 на шасси МАЗ-5337, КС-35714 на шасси Урал-5557 и КС-35714К на шасси КАМАЗ-53213. Все модели получили телескопические опоры, вместо поворотных, применявшихся на кранах КС-3577. На самых первых образцах кранов семейства КС-35715/КС-35714 грузоподъемность определили в 15 т, однако вскоре она была повышена до 16 т.
С началом производства 16-тонников 14-тонные краны не были отправлены в отставку. Их грузоподъемность повысили до 15 т и они получили обозначения: КС-35714-1 – на шасси Урал-5557 и КС-35715-1 – на шасси МАЗ-5337. Данные модели выпускали вплоть до начала 2000-х годов. После снятия их с производства потребность в кранах с 2-секционной стрелой осталась, как минимум в армии. Поэтому на смену прежней линейке освоили модернизированные версии с 2-секционной стрелой, максимально унифицированные с кранами, имеющими 3-секционную стрелу. Машины гражданского назначения – КС-35714-2 на шасси Урал-5557 и КС-35715-2 на шасси МАЗ-5337 – оснащались усиленной стрелой и имели грузоподъемность 17 т, а военного назначения – КС-3574М1 на шасси Урал-5557-31 – характеризовались грузоподъемностью 16 т. При работе с опасными грузами грузоподъемность кранов военного назначения ограничивалась 14 т.
В 2006-2007 годах начался выпуск модернизированных 16-тонных армейских кранов с 2-секционной стрелой – КС-3574М2 на шасси КАМАЗ-53501 и КС-3574М3 на шасси Урал-4320-1058-31.
В 2000-е годы линейка 16-тонных кранов гражданского назначения с 3-секционной стрелой пополнили модификации на шасси КАМАЗ-43118 с колесной формулой 6х6 (КС-35714К-2) и КАМАЗ-53605 с колесной формулой 4х2 (КС-35714К-3). Разнообразие выбора позволило покупателю приобрести модель, наиболее соответствующую его задачам, и унифицировать собственный парк автотехники. Краны на полноприводных шасси оказались незаменимы для эксплуатации на труднопроходимой местности, а краны с колесной формулой 4х2 – для работ в стесненных городских условиях.
Стоит отметить, что, в 2000-е годы на российском рынке возрастала потребность на автокраны грузоподъемностью 25 т, при том, что спрос на 16-тонники постепенно снижался. Так, доля 16-тонных моделей с начала 2000-х годов за 10-летний период снизилась с 80% до 15%. На этом уровне выпуск 16-тонных "ИВАНОВЦЕВ" сохраняется по сей день.
В 2010-х годах заводом "АВТОКРАН" была внедрена в серийное производство современная линейка автомобильных кранов серии АК-16 грузоподъемностью 16 т с повышенными грузовысотными характеристиками. Новые краны получили 3-секционную телескопическую стрелу длиной 8,9-23 м, изготовленную из гнутых полукоробов из высокопрочной стали; больший опорный контур (4,95х5,6 м против 4х5,2 м) и увеличенный грузовой момент (73 тм против 48 тм). В зависимости от пожеланий потребителя краны могут комплектоваться как традиционной кабиной, так и улучшенной, с панорамным остеклением. В 2010 году был изготовлен первый образец крана серии АК-16 на шасси Урал-5557 (КС-35714-10) со стрелой гексагонального профиля. Линейку новых машин продолжили модели КС-35715-10 на шасси МАЗ-5337А2, КС-35714К-3-10 на шасси КАМАЗ-53605 и КС-35714К-2-10 на шасси КАМАЗ-43118.
В 2013 году весь модельный ряд автокранов "ИВАНОВЕЦ" был модернизирован с полным переходом на комплектацию стрелами овоидного профиля. Овоидные стрелы получили как краны с 23-метровой, так и краны с 18-метровой стрелой. 16-тонные краны с 3-секционной стрелой овоидного профиля длиной 23 м также поступили на вооружение российской армии – это модели КС-45731М1 и КС-45731М2 на шасси Урал-4320 и КАМАЗ-53501 соответственно.
На сегодняшний день "ИМЗ АВТОКРАН" предлагает семь моделей кранов класса 16 т, со стрелами 18 и 23 м, на шасси автомобилей КАМАЗ-43118, КАМАЗ-53605, Урал-5557 и МАЗ-5340С2.